Российский рынок авторитейла сейчас в ожидании перемен, которые связаны с «Кодексом поведения». Этот документ был создан при непосредственном участии Комитета автопроизводителей AEB. Кодекс коснется продаж и обслуживания только новых автомобилей. Его появление обусловлено необходимостью формирования на рынке равнозначных условий для всех участников. Однако некоторые представители российского авторитейла не уверены в том, что новый Кодекс сможет кардинально изменить ситуацию.
Положение, сложившееся на российском рынке авторитейла, давно вызывало во-просы не только у самих участников, но и у определенных государственных ведомств, в частности, у Федеральной антимонопольной службы. Внимание подобных органов к положению на этом рынке, где слабым звеном оказались дилеры, неслучайно.
В ноябре 2011 г. при ФАС России был сформирован Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере реализации и сервисного обслуживания легковых автомобилей. В ходе заседаний совета были определены критерии для правил работы на автомобильном рынке. Эти правила должны быть понятны, прозрачны и универсальны для всех его участников, а главное – экономически обоснованы.
В результате проведенной ФАС работы осенью 2012 г. появились «Рекомендации дистрибьюторам и производителям автомобильной продукции в России». Эти инициативы ФАС предполагают развитие конкуренции и добросовестное поведение участников автомобильного рынка.
Появившийся в 2013 г. «Кодекс поведения», с одной стороны, является относительно новым начинанием для российского автомобильного рынка, хотя похожие инициативы существуют за рубежом. В частности, это Code of Good Practice, принятый ACEA. С другой стороны, «Кодекс поведения» стал логическим продолжением инициатив ФАС. Меры, рекомендованные ведомством ранее, имели общее позитивное влияние на рынок, но решить все проблемы дилеров пока еще не смогли.
ФАС России рассмотрела и согласовала проект Кодекса в августе 2013 г. В сообщении ФАС, сделанном в сентябре 2013 г., говорится, что «основная цель разработки этого документа – формирование прозрачных недискриминационных правил».
Для объективности картины представляем точки зрения двух сторон: непосредственно создателя «Кодекса поведения», Комитета автопроизводителей AEB, и ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)
Йорг Шрайбер
Председатель Комитета автопроизводителей AEB, президент и генеральный директор «Мазда Мотор Рус»
Председатель Комитета автопроизводителей AEB, президент и генеральный директор «Мазда Мотор Рус»
– Принимая во внимание то, что «Кодекс поведения» не является соглашением, а служит добровольной инициативой членов Комитета автопроизводителей AEB, открытой для любых заинтересованных компаний и основанной на доброй воле и добросовестном отношении к ведению бизнеса, формаль-ной обязанности учитывать рекомендации ФАС России у AEB нет. Тем не менее, во время разработки Кодекса рабочая группа Комитета автопроизво-дителей AEB консультировалась с ФАС России, что помогло разработать до-кумент, который нашел одобрение не только большинства членов Комитета автопроизводителей AEB, но также ФАС России и Министерства промышленности и торговли России.
Итоговая версия «Кодекса поведения» утверждена большинством членов Комитата автопроизводителей AEB, согласована с ФАС России. Она получила одобрение Министерства промышленности и торговли России. Прежде чем говорить о внесении каких-либо изменений, необходимо начать применение Кодекса. Необходимо учитывать, что для реализации некоторых из его положений потребуется определенное время.
Андрей Петренко
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД)
– Изначально подразумевалось, что данный Кодекс станет документом для производителей и дилеров. Однако в ходе подготовки стало очевидно, что такого документа, который бы в полной мере учитывал интересы всех стороны, не получится.
Наша организация предлагала поучаствовать в формировании документа. Но эти инициативы не были услышаны. В результате пожелания дилеров в Кодексе отра-жены далеко не в полной мере.
Те острые вопросы, которые существо-вали во взаимоотношениях с производителями, фактически оказались нерешенными. Об этом мы написали в своем обращении в ФАС и Министерство промышленности и торговли РФ. Документ был направлен в эти ведомства в октябре 2013 г.
Настаивать на том, что наша отрасль очень нуждается именно в таком Кодексе, было бы неправильно, так как Кодекс не учитывает должным образом интересы других участников рынка.
Вместе с тем, отрасли необходимо изменение правил игры. Но это должно регулироваться не одним из представителей рынка посредством документа, носящего рекомендательный характер, а государством в лице министерств и ведомств, в частности, Минпромторга и ФАС.
Чтобы создать равнозначные условия для всех участников рынка, в Кодекс необхо-димо внести изменения. Инициатива ФАС по созданию органа досудебного разрешения споров, безусловно, правильная. И это как раз один из тех конкретных шагов, которые способны влиять на климат в отрасли.
http://www.abiz.ru/
http://www.abiz.ru/

