ГЛОНАСС В РФ


С какими сложностями предстоит столкнуться дорожным ведомствам при развертывании в Российской Федерации платежных систем на базе ГЛОНАСС?
Сегодня российская сеть федеральных автомобильных дорог общего пользования представляет собой чрезвычайно сложную структуру и насчитывает более 50 тыс. километров автодорог, более 6 тыс. высоководных мостов, виадуков, эстакад и путепроводов и множество других искусственных сооружений. Помимо огромного количества дорог и их невероятной протяженности, сами по себе автотрассы неимоверно загружены трафиком и эксплуатируются в суровых климатических условиях. Кроме того, растет объем грузоперевозок, а сами автомобили зачастую перегружены – все это негативным образом сказывается на состоянии автомобильных дорог. Дорожная инфраструктура сегодня нуждается в серьезной модернизации. Стоимость строительства автодорог и их текущего ремонта соответственно увеличивается, и для надлежащего содержания дорожной инфраструктуры одного лишь государственного финансирования уже не хватает. Среди наиболее эффективных способов получения дополнительных средств – организация платежной системы, которая позволяла бы взимать деньги с активных пользователей дорог. В частности, взимание платы за проезд с владельцев грузового транспорта становится все более и более популярной мерой по всем мире, особенно, в тех странах, где объем транзитных коммерческих перевозок особенно высок. 
Технологии являются одним из ключевых элементов, от которых зависит успешная реализация подобной схемы. Для создания комплексного решения важно одновременно задействовать как технологические средства, так и операционные элементы, и при этом учитывать региональную специфику, то есть требования, предъявляемые к подобным системам в каждой отдельной стране.  Кроме того, при внедрении систем взимания платежей открываются возможности для использования потенциала компаний частного сектора, некоторые из которых готовы поделиться богатым опытом, накопленным за многие годы работы на международных рынках. И это является одним из важнейших факторов успеха, Дело в том, что при внедрении систем взимания оплаты существует множество нюансов, которые, если не уделять им должного внимания, способны погубить любую платежную систему, вне зависимости от ее величины или вида. Поэтому выбор технологий является чрезвычайно важным. 
В Российской Федерации было принято решение внедрить систему взимания платежей, построенную на базе ГЛОНАСС.  Разработка системы ГЛОНАСС началась еще в первой половине 70-х, в 90-х эта система позиционирования уже обеспечивала глобальное покрытие, а в начале 2000-х были запущены работы по ее реконструкции. 
Если принять во внимание российские просторы и полное отсутствие каких-либо автомагистралей в отдельных районах страны, то выбор системы взимания платежей на базе спутниковых технологий ГЛОНАСС выглядит весьма разумным и убедительным. В частности, спутниковые платежные системы обеспечивают общенациональное покрытие и работают в условиях, когда зачастую других механизмов для точного определения географических координат просто не существует.  Но главная сложность заключается в том, что в системах взимания дорожных пошлин технология ГЛОНАСС может использоваться только для позиционирования транспортного средства. В то время как для эффективной работы любой платежной системы крайне важно уметь контролировать своевременную уплату и уметь штрафовать нарушителей. Другими словами, взимание платежей должно постоянно сопровождаться тщательным контролем. Если в платежной системе отсутствует механизм принуждения, заставляющий пользователей осуществлять оплату, такая система обречена на провал. Во всем мире для этих целей активно используется технология DSRC, считающаяся идеальным решением для контроля за оплатой пошлины, поскольку она обеспечивает полностью контролируемое окружение, которое позволяет оптимизировать процедуры контроля, особенно с точки зрения операционных издержек. В частности, технологию DSRC намерены использовать операторы дорожной инфраструктуры во Франции, где к середине текущего года также планируется внедрить общенациональную спутниковую систему Écotax’  для взимания дорожных пошлин с грузового транспорта. 
Для России одной из главных проблем, особенно с учетом огромных территорий страны, станет контроль за тем, чтобы те, кто должен уплатить дорожную пошлину, действительно ее уплачивали. При внедрении систем взимания платежей, использующих спутниковые технологии, операторы обычно вынуждены задействовать намного больше экипажей мобильных патрулей, которые бы занимались отловом злоумышленников-неплательщиков, и в этой связи, операторам систем взимания дорожных пошлин, ориентированных на работу с грузовым транспортом, следует внимательнейшим образом проработать этот вопрос, оценить необходимое количество патрульных автомобилей и число сотрудников. 
Очень важно понимать, что существование платежных систем без механизмов контроля за уплатой пошлин невозможно; действительно, в отсутствие надлежащих правил, процедур и законодательных актов, все, чего добьется правительство или оператор – это закупка большого количества дорогостоящих, но в конечном итоге малоэффективных систем и программного обеспечения. Определенно можно сказать, что необходимы изменения в законодательстве, а также привлечение международных экспертов по технологиям. Поэтому наряду с выбором технологического поставщика и строительством необходимой инфраструктуры для своевременного запуска проекта (в соответствии с поставленными амбициозными сроками) России необходимо создать законодательное поле, предусмотреть нормативно-правовое обеспечение, или, другими словами, внедрить бизнес-практики, которые обеспечили бы эффективную работу действующего законодательства. В этой связи решающее значение имеет правильный выбор технологического партнера. 
Если Россия внедрит спутниковую систему взимания оплаты, то она станет четвертой европейской страной, эксплуатирующей подобную систему, после Германии, Словакии и – в ближайшем будущем – Франции. Таким образом, у России имеется уникальная возможность перенять опыт этих стран. Запуск столь сложной системы взимания платежей на базе сложной спутниковой технологии является весьма нетривиальной задачей. В частности, в Германии подобная спутниковая система для взимания дорожных пошлин с большегрузного коммерческого транспорта была успешно запущена в общенациональную эксплуатацию лишь в январе 2005 г., после многочисленных задержек, связанных с технологическими проблемами и пересмотром соглашений между правительством и оператором системы. Основные сложности возникли с бортовыми устройствами (OBU), которые создавали помехи для работы другой бортовой электроники, в частности, были плохо совместимы с радиоантеннами. Кроме того, возникли проблемы и в работе программного обеспечения.  
С позиций экономической теории пример реализации подобной системы в Германии в очередной раз подтверждает мысль, что крупные инфраструктурные проблемы с участием частных фирм следует рассматривать с точки зрения теории неполных контрактов. По сообщениям прессы, с подобными проблемами сталкивались и власти Словакии; кроме того широкий общественный резонанс вызвали и протесты операторов на этапе представления спутниковой системы для взимания дорожных пошлин. В частности, основные проблемы  были связаны с первоначальными затратами и с установкой бортового оборудования.

Колонка Михаэля Вебера,
члена совета директоров Kapsch TrafficCom Russia.