Уступи дорогу государству



Смольный готов потратить 22 млрд рублей на то, чтобы весь наземный общественный транспорт стал государственным. Идея не нова - в 2007 году чиновники предлагали оставить только социальные маршруты. Объем рынка перевозок оценивают в 24 млрд рублей.

Комитет по транспорту Смольного, возглавляемый Александром Воробьевым, разрабатывает план поэтапного замещения к 2017 году коммерческих автобусных маршрутов социальными.

Главное отличие социальных маршрутов от коммерческих в том, что автобусы, работающие на них, перевозят льготников, а тариф на проезд устанавливает городская администрация (сейчас разовый проезд стоит 25 рублей, на коммерческих маршрутах льгот нет, а тариф от 30 рублей).


Всего в Петербурге 767 маршрутов наземного общественного транспорта. Из них 317 коммерческих и 224 социальных обслуживают 16 частных компаний — они контролируют 63% рынка наземного общественного транспорта, годовая емкость которого составляет примерно 24 млрд рублей. Благодаря перекрестному финансированию частные перевозчики сохраняют прибыльный бизнес: прибыль от коммерческих маршрутов покрывает убытки по социальным.

Остальные 37% рынка делят между собой ГУПы: "Пассажиравтотранс" (автобусы; примерно 27% рынка) и "Горэлектротранс" (троллейбусы, трамваи; 10% рынка). На данный момент ГУПы обслуживают всего 226 маршрутов (из них 40 трамвайных и 44 троллейбусных).

По мнению участников рынка, замещая коммерческие маршруты социальными, транспортные чиновники Смольного хотят вытеснить с рынка городских пассажирских перевозок все частные компании.

Цена вопроса

Всего на огосударствление общественного транспорта с 2014 по 2017 годы Смольный рассчитывает потратить из городского бюджета 22 млрд рублей. Из этой суммы 6,4 млрд рублей пойдут на субсидии перевозчикам, а 14,8 млрд рублей на закупку нового подвижного состава для них. За это время предполагается запустить 68 новых автобусных маршрутов, один троллейбусный и четыре трамвайных. Еще 0,8 млрд рублей будет израсходовано на обустройство дополнительных остановок, чтобы уменьшить интервал движения на некоторых маршрутах.

При этом в комитете по транспорту пояснили, что пока все цифры предварительные. "Проект документа сейчас в форме заявки находится на рассмотрении в комитете по финансам, и там его могут скорректировать, объемы финансирования могут значительно снизиться", — добавили в комитете по транспорту.

Идея чиновников не нова. В 2007 году ее впервые высказал нынешний начальник ГКУ "Организатор перевозок" (подчиняется комитету по транспорту) Кирилл Петренко. В 2007 году он возглавлял отдел организации пассажирских перевозок комитета по транспорту и предложил упразднить коммерческие маршруты, оставив на рынке только городского перевозчика.

ГКУ "Организатор перевозок", созданное в 2005 году городским правительством, сегодня играет ключевую роль на рынке пассажирских перевозок. Оно продает электронные проездные билеты и контролирует уже более 60% денежного потока этого рынка.

В этой связи увеличение доли социальных маршрутов на руку Смольному: благодаря этому транспортные чиновники смогут полностью контролировать движение денежных средств без участия коммерческих структур, многие из которых до сих пор принимают оплату за проезд по старинке — наличными через водителя или кондуктора.

Именно из–за этого, кстати, частников нередко подозревают в том, что они причастны к рынку обналичивания денежных средств, на что они сильно обижаются и готовы в суде доказать свою непричастность к этому грязному делу.

Битва за разработанные линии

Хотя формально новый план реформирования общественного транспорта еще не принят, чиновники уже вовсю отнимают наиболее прибыльные маршруты у частных компаний и передают в пользование "Пассажиравтотрансу".

Так, в конце прошлого года ГУПу отошли все автобусные маршруты на Лиговском пр. "Третьего парка", принадлежащего Евгении и Владимиру Дьяковским.

Компания получила эти маршруты на конкурсе комитета по транспорту. В прошлом году истек срок контракта, а очередной конкурс по распределению маршрутов ожидается в 2015 году.

Смольный решил не продлевать контракт с частным перевозчиком, а просто передал уже наработанные маршруты городской компании. Теперь по Лиговке вместо 120 автобусов "Третьего парка" ходят около 60 автобусов "Пассажиравтотранса".

"Третий парк" пытается оспорить решение чиновников в суде. Тем более, что специально для работы на этих маршрутах по требованию чиновников перевозчик потратил 1 млрд рублей на покупку 200 новых автобусов.

Шансы на победу у компании есть, во всяком случае ООО "ПТК" Юрия Антонова, оказавшись в аналогичной ситуации, в середине марта успешно оспорило в суде право на незаконно отобранные у нее в декабре маршруты в Сертолово.

Мобилизация маршрутов в Колпино

На очереди раздел маршрутов крупнейшего перевозчика Петербурга — "Питеравто".
Компания вскоре может лишиться права обслуживать 16 коммерческих маршрутов в Колпино. Они могут быть переданы в эксплуатацию "Пассажиравтотрансу". В результате в Колпино у "Питеравто" останется только 30 социальных маршрутов и избыточный подвижной состав в количестве 300 автобусов средней и большой вместимости. "Пока не решено, будут ликвидированы сразу все коммерческие маршруты или на первом этапе только половина, а потом остальные", — говорит один из участников рынка.

В самой компании подтвердили информацию, пояснив, что ведут переговоры со Смольным.

www.dp.ru