Некоторые темы не устаревают несмотря на то, что конференции "Автомобильная логистика" проводятся в Китае вот уже 11 лет: автопром в этой стране продолжает процветать, спрос на логистику большой. После застойного роста в 2011 и 2012 годах в прошлом году отмечался возврат к двузначным цифрам по автопродажам и автопроизводству, причем рост в первом квартале года составил примерно 10% по всей отрасли.
Официальные власти четко заявили о своих амбициях сдвинуть китайскую экономику в сторону сервиса и потребления, логистика должна сыграть в этом важную роль. “Отрасль логистики находится в периоде трансформации и усовершенствований, некоторые компании на этом фоне выигрывают за счет размеров активов и качества услуг,” — отметил Дай Динджий, вице-президент Китайской Федерации логистики и закупок (CFLP). — “Мы видим, как эти компании приобретают другие компании и образуют альянсы для предоставления более продвинутых услуг.”
Это согласуется с предписаниями реформ, выдвинутыми в конце прошлого года на конференции "третьего пленума" Коммунистической партии, диктующими неявный, но очень важный сдвиг в экономических формулировках: рынок отныне должен играть "решающую", а не "основную" роль в экономике и распределении ресурсов.
“Мы верим, что удастся ускорить совершенствование китайской логистической отрасли в соответствии с третьим пленумом,” — сказала Ванг Хуймин, вице-президент Экономического операционного бюро при Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC), центральном правительственном органе по регулированию экономики. — “Следующим шагом будет переход компаний от уровня логистических провайдеров до уровня управления цепями поставок.”
Остается спорным, однако, сможет ли китайская автологистика соответствовать предписаниям реформ. Cю Гуанкин, генеральный директор по логистическому инжинирингу и операциям Shanghai General Motors, рассказал делегатам, что рынок логистики остается "фрагментированным" и в последние 10 лет, несмотря на общий рост, не смог добиться высоких показателей по развитию.
Ванг из NDRC подтвердила, что маржа доходности логистики составила в Китае в прошлом году около 4%, намного ниже среднего показателя по другим отраслям. Она также отметила, что в связи с продолжающимся ростом затрат даже этот показатель может оказаться неустойчивым.
Давление со стороны цен замедляет развитие сервисов в некоторых областях, но одновременно стимулирует производительность для поддержания конкурентоспособности производства и цепей поставок в стране в атмосфере роста стоимости рабочей силы и земли. Автопроизводители, в том числе Shanghai Volkswagen, FAW-Volkswagen и Qoros, рассказали о новых разработках в области логистики и проектирования заводов с целью снижения затрат на рабочую силу, перевозки и погрузочно-разгрузочные работы. Поставщики первого уровня, Delphi, и провайдер комплексной логистики UTi Worldwide раскрыли планы по внедрению крупных новых проектов в сфере ИТ и управления перевозками, также с целью снижения затрат.
Усилия по поддержанию должного уровня
В первом квартале 2014 года продажи авто и автопроизводство в Китае выросли примерно на 10% по сравнению с предыдущим годом и составили 5,9 млн единиц, в том числе 4,86 млн легковых авто. Это сильный рост, учитывая, что в 2013 году рынок побил рекордные цифры и составил 22 млн единиц авто.
Логистика при этом растет похожими темпами. По словам Ванг, общий доход логистической отрасли в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился почти на 10%. Для провайдеров открываются большие возможности, так как производители OEM расширяют производственные мощности как в традиционных производственных центрах на восточном побережье рядом с Пекином, Шанхаем и Гуанчжоу, так и в западных городах "второго" и "третьего ряда", как-то: Чунцине, Ченгду и Чангша, причем в последних гораздо активнее.
Если оставить в стороне споры относительно ставок и сервисов, на конференции отмечался общий рост сектора. Основные китайские провайдеры говорили на конференции, что работают на полную мощность, включая аффилиированную с SAIC компанию Anji Logistics и СП компании с Ceva, Changan Minsheng Logistics (обслуживает Ford, PSA и Mazda) и Changjiu Logistics (частная логистическая компания).
Поставщик первого уровня Delphi в лице Эдди Райта, директора по логистике Азиатско-Тихоокеанского региона также рассказал л сильном росте в Китае и о том, как в ответ на увеличивающийся спрос компания удвоила свои мощности на заводах в Чунцине и Ченгду. Но, несмотря на активную стратегию "На Запад" компания не всегда может держаться на уровне из-за недостаточной базы снабжения.
Поиск решений
Компании, работающие в Китае, продолжают искать лучшие системы и решения для логистических провайдеров. Джек Хуанг, директор по планированию производственных ресурсов (MRP), закупкам и отношениям с поставщиками в Magna International China, отметил, что в связи с децентрализованной структурой поставщиков разных уровней, очень не просто реализовать эффективные логистические сети в рамках 30 заводов компании в Китае. — “Основные решения принимают генеральные директора заводов на местном уровне”.
Также Хуанг отметил, что очень трудно порой получить прозрачные данные и информацию о ценообразовании от провайдеров логистики.
Однако поражают и достигнутые уже результаты, и общий масштаб автологистического рынка в Китае. Провайдеры развивают новые возможности не только в самом Китае, но и в сопредельных России и Казахстане, а также в азиатских странах, Таиланде, Индонезии и Вьетнаме.

